Рекомендации по организации работы и учёбы в период самоизоляцииCOVID-19
Очень важно соблюдать режим самоизоляции. Конечно, приходится сидеть дома, не ходить в техникум, не встречаться с друзьями. Нас просят меньше выходить на улицу и стараться не посещать места большого скопления людей, чтобы предотвратить заражение. Но пребывание дома на изоляции — это не «наказание». Это ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел. Сохраните привычный распорядок дня Дистанционное обучение - это, в первую очередь, обучение, а не средство спасения от безделья и скуки. Для студентов. С одной стороны, молодым людям труднее оставаться дома. С другой, они с детства включены в виртуальность, и им легче дистанционная работа, чем их родителям. С третьей, в несколько раз увеличился объём работы, особенно для тех, кто в аудиториях особой активности не проявлял. Основные трудности при дистанционной учёбе следующие: — иллюзия избыточности времени. Задания требуют больше времени и усилий, чем поначалу, кажется; — блуждания по интернету, которые отнимают неопределённое время; — отсроченность обратной связи с преподавателями. Ниже мы приводим несколько рекомендаций, выполнение которых позволит не просто вовремя сдавать контрольные работы, но и усвоить материал глубже, чем в аудитории. Составьте для себя режим дня. Хорошо бы при этом учитывать биоритмы, свои особенности, общий домашний распорядок. Придерживайтесь этого распорядка, но без фанатизма. Если он сбился, не ругайте себя чрезмерно. Просто возвращайтесь к нему. Распланируйте свою работу. Давая задания, преподаватели определяют сроки. Если сроки нескольких заданий совпадают, определитесь, в какой последовательности будете их выполнять. Удобно написать на одном листе все сроки всех заданий, и держать его на виду. В планах предусматривайте запас времени – всегда будут непредвиденные ситуации, чтобы они не ломали весь Ваш график. Если что-то долго не получается, оставьте это и займитесь следующим заданием в своём списке. За это время предыдущий материал будет структурироваться в подсознании, и при возвращении к трудному заданию будет уже легче. Делайте перерывы до того, как устали, и в перерывах – физические упражнения. Тогда голова будет работать лучше, и всё получаться быстрее. Отключайте уведомления соцсетей и вообще всё, что отвлекает. Поощряйте себя за каждое выполненное задание. Отправили контрольную работу – можно съесть шоколадку. Организуйте себе рабочее пространство. Если нет своей комнаты, то «кабинетом» может быть стол или угол. Но уж в нём занимайтесь только учёбой. Смотреть фильмы лучше в другом месте. И не садитесь работать в пижаме – труднее будет собраться. Сделайте групповые чаты или беседы, где можно задать вопрос и получить разъяснения, если не получается самостоятельно. Можно приглашать туда преподавателей. Если совсем лениво делать задание полностью, наметьте его посильную часть и сделайте её. Потом будет жалко бросать. Если вы не выполнили что-то из намеченного, перенесите его на следующий день, и не сильно себя ругайте за это. Лучше хвалите за то, что Вам все-таки удалось сделать сегодня! Для преподавателей У преподавателей свои сложности. Как ни странно, сейчас хуже более опытным – они дольше жили в структуре и расписании очных занятий. Теперь расписание приходится составлять самим. Зато им помогает их жизненный опыт адаптации к изменениям. Для более осознанного применения рекомендаций коротко опишем преподавательские сложности. — гораздо большее время, проводимое за компьютером – это влияет и на физическое, и на психологическое состояние. Особенно при самоизоляции; — нарушенность имевшихся семестровых планов – например, неизбежное отодвигание работы с дипломниками; — необходимость придумывания новых форм взаимодействия со студентами, вне непосредственного контакта; — утомительная отчетность, отвлекающая от студентов. Всё это создаёт большое психоэмоциональное напряжение. Работа с ним описана выше. А ещё это напряжение можно заставить работать на своё развитие. Для этого следующие рекомендации, в дополнение к общим. Расставляйте приоритеты. Это особенно важно сейчас, когда обрушивается лавина новых срочных требований и ценных указаний, выполнить которые желательно «еще вчера». Для этого удобен известный метод разделения дел на важные и не важные, а также срочные и менее срочные. Получается четыре категории, чётко указывающие приоритеты. Установите оптимальный для себя режим чередования работы за компьютером и физической активности. Например, 50/10 минут. Обязательно растягивайте шею и плечи, делайте наклоны. Гимнастика для глаз позволит отодвинуть наступление усталости – именно с глазных мышц мы начинаем её чувствовать. Найдите оптимальную позу, при которой меньше всего потом болит спина, и придерживайтесь её. Некоторые прикрепляют на монитор напоминания типа «Выпрямись»! Отмечайте, как сокращается время, например, проверки контрольных одной и той же группы. Это будет напоминать о том, что процесс адаптации таки идёт. В качестве примера приведем модель взаимодействия со студентами, успешно опробованную многими преподавателями кафедры психологии. Первоначально студентам отправляется базовый текст пособия по дисциплине или указываются первоисточники – конкретно, до разделов или страниц. По каждой теме даются контрольные вопросы, ответ на которые нельзя скопировать из пособия. В назначенный срок студенты высылают (удобнее через старост) свои ответы по теме. Преподаватель проверяет их, оценивая каждый вопрос по критериям, доведённым до студентов сразу. Таблица с оценками группы за тему выкладывается в чате (удобны беседы или группы ВКонтакте). За время проверки обычно выделяются типичные замечания, они выкладываются преподавателем вместе с оценками. Это сразу снимает большую часть возможных претензий студентов. Там же преподаватель отмечает, чьи ответы ему наиболее понравились, и авторы могут их выложить в чат. Эта модель позволяет преподавателю глубже понимать собственные базовые тексты, а главное – узнавать, как их воспринимают студенты. Иногда выясняется, что наоборот. Будьте здоровы, берегите себя!
|